Когда вы получаете вычет по НДС, учитываете расходы по налогу на прибыль, обращаетесь за зачетом или возвратом налогов, используете пониженные ставки наалогов, налоговые льготы, вы получаете налоговую выгоду.
Налоговый орган проверяет реальность отраженных хозяйственных операций, имеете ли вы право на указанную льготу, правильно ли все отражено в бухгалтерском, налоговом учете и отчетности. И если налоговый орган установит, что налоговая выгода является необоснованной, он откажет вам в получении денег из бюджета, уменьшении суммы налога и т.д.
Но существует так же вероятность того, что с вашей стороны все отражено без ошибок, а налоговый орган признает вашу налоговую выгоду необоснованной. Например, вы получили вычет по НДС по сделке с поставщиком, а ваш поставщик этот НДС в бюджет не уплатил и вообще прекратил внезапно свою деятельность и взять с него нечего.
Такие схемы используют недобросовестные налогоплательщики: проводят фиктивные сделки с фирмами однодневками, чтобы уменьшить налоговую базу. Налоговая отслеживает не только мошенников, но и тех, кто заключает с ними сделки. Она подозревает, что контрагенты однодневок — это бизнес, который пытается противоправно сэкономить на налогах.
Поэтому в налоговой практике закрепилось такое понятие, как «должная осмотрительность» – использование налогоплательщиком всех доступных ему возможностей и инструментов для получения и проверки информации о контрагенте на предмет его благонадежности.
Налоговая считает, что проявление должной осмотрительности при выборе контрагента — обязанность бизнеса. И суды с ней в этом согласны. В постановлении Пленума Высшего арбитражного суда написано: «Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности» (постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53).
Это значит: даже когда бизнес не знал о том, что контрагент — подозрительный для налоговой, это не влияет на решение суда. Незнание не освобождает от ответственности.
Какие признаки недобросовестного контрагента должны насторожить?
-
Нет данных в ЕГРЮЛ – если фирма не действующая, никаких сделок с ней быть не может.
-
Есть долги перед бюджетом - это первый признак, который свидетельствует о том, что возможно договор заключать не нужно. Либо нужно уточнить по каким причинам образовалась задолженность.
-
Нет отчетности, признаки «однодневки», номинальный директор у фирмы
-
Нет сайта, объявлений, отзывов, неизвестен адрес компании, ее складов
-
Если поставщик зарегистрирован по адресу массовой регистрации
-
Нет активов и сотрудников
-
Директор компании-контрагента руководит более чем пятью юрлицами
-
В руководстве компании-контрагента дисквалифицированные лица
-
Коды ОКВЭД бизнеса не совпадают с тем, чем он по факту занимается;
-
Плохая судебная история: с бизнесом регулярно судятся партнеры из-за того, что он не выполняет свои обязательства
-
Сумма Вашей сделки больше годового оборота фирмы – и подобные.
Как нужно проверить нового контрагента:
В первую очередь запросить реквизиты контрагента и проверить данные из открытых источников: наличие регистрации в ЕГЮРЛ\ЕГРИП, проверку адреса на массовость, наличие руководителя в реестре дисквалифицированных лиц, в каких еще компаниях у него есть доля или он является учредителем, бухгалтерскую отчетность компании-контрагента за предыдущий год: есть ли имущество, необходимое для сделки, что с прибыльностью, наличие процедуры банкротства, наличие судебных разбирательств, включение в реестр недобросовестных поставщиков, реестры лицензий, если ваш партнер занимается лицензируемым видом деятельности.
По отдельности все эти данные проверять довольно долго, но можно воспользоваться специальными сервисами по получению сводной информации о контрагенте.
Например, если вы вносите данные контрагента в программу 1С, то собрать общедоступные данные о контрагенте вам помогут такие сервисы, как 1С:Контрагент (функция Досье контрагента) и 1СПАРК Риски+.
Как доказать проявление должной осмотрительности
Если собрав все эти сведения, вы принимаете решение о сотрудничестве с контрагентом, то факт проявления своей должной осмотрительности необходимо как-то зафиксировать, чтобы в случае судебного разбирательства считаться добросовестным налогоплательщиком, который проявил должную осмотрительность. В этом случае добросовестный покупатель не несет ответственности за действия всех контрагентов в цепочке уплаты налогов.
Поэтому, при возникновении каких-то сомнений нужно как минимум запросить у контрагента дополнительные документы, такие как Устав, подтверждение полномочий подписанта, выписку из ЕГЮРЛ/ЕГРИП, копию ИНН. Судебная практика показывает, что этого в некоторых случаях бывает достаточно.
Более «весомым» документом, подтверждающим, что на момент совершения сделки контрагент был проверен, является бизнес-справка - это справка, содержащая следующую информацию: регистрационные данные, дату основания, юридический статус, контактную информацию, данные об уставном капитале, учредителях, дочерних компаниях, бухгалтерскую отчетность, анализ финансовой устойчивости и заключение о целесообразности сотрудничества. Такие документы выдает, например, Торгово-промышленная палата РФ или информационное агентство «Интерфакс». Бизнес-справка подписана электронной подписью и может служить доказательством проявления должной осмотрительности в суде.
Сервис 1СПАРК Риски+ предоставляет подписанные электронной подписью бизнес-справки по контрагентам, либо просмотр карточек контрагентов в системе СПАРК. В электронной карточке доступно больше информации, на несколько страниц, для очень детального анализа. А подписанная бизнес-справка содержит все необходимые данные для предоставления в суде. В арбитражной практике есть примеры использования бизнес-справок СПАРК в качестве доказательства проявления должной осмотрительности.
Удобство сервиса 1СПАРК Риски+ в том, что количество контрагентов в тарифе хотя и ограничено (150 любых контрагентов за год), но карточек и бизнес-справок по ним можно формировать сколько угодно, они хранятся по дате формирования. Бизнес-справки можно просматривать из программы 1C, а также через личный кабинет на портале 1C:ИТС. Срок хранения полученных справок на портале составляет 3 года.